социальная обусловленность знания


социальная обусловленность знания
        СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ — понятие, вошедшее в систематический оборот в марксистской эпистемологии 20 в. благодаря развитию ряда идей и подходов К. Маркса (критика фетишизма, идеологии вообще, понимание науки как всеобщего труда, идеи социального производства знания, практической природы познания). В социальной истории науки и социологии научного познания вопрос о связи общества, культуры, с одной стороны, и науки, знания вообще, с др., ставится в центр внимания. Систематизация всего многообразия современных трактовок проблемы С. о. з. дает три основные позиции: а) знание социально детерминировано; б) знание социально обусловлено; в) социальность знания не является каузально-объяснительным принципом, но сама есть продукт его философского и исторического осмысления.
        Первая позиция выражена социальным конструктивизмом, принимающим принципы методологической симметрии и каузального объяснения. Вторая предполагает, что влияние социума на знание нельзя ограничивать зависимостью, например, ученых от групповых интересов и идеологии, но следует рассматривать с точки зрения принципа Дюгема—Куайна как включенность знания в систему культуры и социальной коммуникации, а также и то, что социально-гуманитарные и естественные науки по-разному связаны с обществом. Обе эти позиции объединены онтологическим взглядом на общество и знание, как на две сферы, одна из которых тем или иным образом влияет на др. Данное влияние определяет генезис и развитие знания и имеет объективную природу, в принципе фиксируемую научными методами (социологией, психологией, лингвистикой). Третья позиция в понимании С. о.з. состоит в отказе от онтологизма и субстанциализма и замене их функционализмом и контекстуализмом. Не существует возможность вычленить знание само по себе из социокультурного контекста человеческой жизни и выявить особые факторы его формирования и эволюции. Историко-биографическое исследование дает только панораму разнообразных контекстов, функцией которых является знание, и не может выявить приоритетные причины тех или иных когнитивных предпочтений или решений. Принцип социальности познания рассматривается поэтому не как объяснение некоторого когнитивного феномена через выявление реальных причин его генезиса и развития, но как приписывание ему социального смысла и значения путем вписывания его в синхронное и пиахронное многообразие социокультурных контекстов.
        И. Т. Касавин
        Лит.: Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Его же. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999; Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987; Мамчур Е.А. Принцип арациональности и его границы // Смирновские чтения. М., 2001.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "социальная обусловленность знания" в других словарях:

  • социология знания —         СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ исследовательская область социологии, анализирующая социальную природу, социокультурную детерминацию или корреляцию различных когнитивных форм от религии до науки, механизмы их порождения, распространения и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — метатеоретическая область социологии, анализирующая с различных теоретико методологических позиций проблематику: социальной природы знания (С.З. в узком смысле); мышления во всей качественной специфике его исторического становления (социология… …   Новейший философский словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — метатеоретическая область социологии, анализирующая с различных теоретико методологических позиций проблематику: социальной природы знания (С.З. в узком смысле); мышления во всей качественной специфике его исторического становления (социология… …   Социология: Энциклопедия

  • Наука и социология знания —         «НАУКА И СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ» («Science and the Sociology of Knowledge») книга брит, социолога и философа науки Майкла Малкея; издана в Лондоне в 1979, рус. пер: 1983. Явилась, по существу, первой изданной на рус. языке работой по… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • условия познания —         УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ обычно под условиями имеют в виду некоторую совокупность предметов, явлений, свойств и отношений, определяющих возможность реализации каких то природных процессов или осуществления актов человеческой деятельности.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ —         (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально историч. обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения, использования …   Философская энциклопедия

  • ХОРКХАЙМЕР —         (Horkheimer) Макс (1895 1973) нем. философ и социолог, основатель франкфуртской школы, возникшей на базе Института социальных исследований при Франкфуртском университете им. Гёте; проф., зав. кафедрой социальной философии, ректор ун та… …   Энциклопедия культурологии

  • ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… …   Философская энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость и удельный вес к рой возрастали но мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области философского… …   Русская философия: словарь

  • Теория познания — (гносеология)    составная часть философии и рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость к рой возрастала по мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области… …   Русская Философия. Энциклопедия

Книги